Важно
Главная - Новости -

31 января 2019 года

На повестке дня – трудовая занятость населения

В конце минувшего года в большом зале районной администрации в присутствии главы администрации МР «Куйбышевский район» С.Н. Макридова и его заместителя И.В. Харламовой для руководителей отделов, служб, организаций и глав сельских поселений район, выступающих в роли работодателей, было организован семинар-совещание по вопросам трудовой деятельности населения Российской Федерации.

Докладчиками выступали директор ГКУ «Центр занятости населения Куйбышевского района» Л.В. Воробьева, главный специалист-эксперт Управления ПФР в Кировском районе Л.В. Алгинина, заместитель прокурора Куйбышевского района А.А. Пашкин и начальник отдела контрольно-организационной работы и взаимодействия с сельскими поселениями администрации МР «Куйбышевский район» Д.В. Бойдаков.

Людмила Вячеславовна Воробьева в своем докладе подробно рассказала об изменениях в ФЗ-1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации от 19.04.1991 года» и некоторых вопросах, вытекающих из федеральных законов о совершенствовании пенсионной системы. Доклад содержал в себе множество пунктов, но некоторые вопросы вызывают повышенный интерес.

- Для граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших), граждан, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, граждан, уволенных за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, граждан, уволенных по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и состоявших в этот период в трудовых (служебных) отношениях менее 26 недель, а также для граждан, направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия, период выплаты пособия по безработице не может превышать три месяца в суммарном исчислении в течение 12 месяцев.";

д) дополнить пунктом 5.1 следующего содержания:

"5.1. Гражданину, которому выплата пособия по безработице прекращена с одновременным снятием с учета в качестве безработного в связи с длительной (более месяца) неявкой в органы службы занятости без уважительных причин, или попыткой получения либо получением пособия по безработице обманным путем, или отказом от посредничества органов службы занятости (по личному письменному заявлению) и который не трудоустроен после снятия с учета в органах службы занятости, в случае повторного признания его безработным в течение 12 месяцев со дня предыдущей регистрации в этом качестве пособие по безработице не назначается до истечения указанного периода.";

"Статья 32. Условия досрочного выхода на пенсию";

в) абзац первый пункта 2 изложить в следующей редакции:

"2. По предложению органов службы занятости при отсутствии возможности для трудоустройства безработным гражданам, не достигшим возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, и имеющим страховой стаж продолжительностью не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно либо имеющим указанный страховой стаж и необходимый стаж работы на соответствующих видах работ, дающие право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя, с их согласия может назначаться пенсия на период до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно, но не ранее чем за два года до наступления соответствующего возраста. Такая пенсия устанавливается в соответствии с порядком и на условиях, которые предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".";

"Статья 33. Размеры пособия по безработице»

1. Пособие по безработице гражданам, уволенным по любым основаниям (за исключением указанных в статьях 34, 34.1 и 34.2 настоящего Закона) в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, состоявшим в этот период в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель и признанным в установленном порядке безработными, начисляется в первые три месяца в размере 75 процентов их среднемесячного заработка (денежного содержания, довольствия), исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (службы), в следующие три месяца - в размере 60 процентов указанного заработка. При этом размер пособия по безработице не может быть выше максимальной величины пособия по безработице и ниже минимальной величины пособия по безработице, увеличенных на размер районного коэффициента.

2. Пособие по безработице гражданам, уволенным в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, с военной службы по призыву в связи с истечением ее срока и состоявшим до увольнения в связи с призывом на военную службу в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель, начисляется в размерах, установленных пунктом 1 настоящей статьи.

3. Размеры минимальной и максимальной величин пособия по безработице гражданам, признанным в установленном порядке безработными, за исключением граждан, указанных в статье 34.2 настоящего Закона, ежегодно определяются Правительством Российской Федерации." На сегодняшний день это ПП РФ от 15.11.2018 № 1375 минимальная величина пособия по безработице составляет 1500 рублей, максимальная величина - 8000 рублей.

Для предпенсионеров пункт 1 статьи 34 «Размеры пособия по безработице отдельным категориям безработных граждан» изложить в следующей редакции:

"1. Пособие по безработице во всех иных случаях гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в том числе гражданам, впервые ищущим работу (ранее не работавшим), гражданам, стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, гражданам, прекратившим индивидуальную предпринимательскую деятельность в установленном законодательством порядке, гражданам, уволенным за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, гражданам, уволенным по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и состоявшим в этот период в трудовых (служебных) отношениях менее 26 недель, гражданам, направленным органами службы занятости на обучение и отчисленным за виновные действия, гражданам, вышедшим из членов крестьянского (фермерского) хозяйства, а также гражданам, не представившим справку о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (службы), начисляется в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента, если иное не предусмотрено настоящим Законом.";

Дополнить статьей 34.2 следующего содержания:

Статья 34.2. Дополнительные гарантии социальной поддержки граждан предпенсионного возраста

(введена Федеральным законом от 03.10.2018 N 350-ФЗ)

1. Период выплаты пособия по безработице гражданам предпенсионного возраста, признанным в установленном порядке безработными, уволенным по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы (за исключением граждан, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, граждан, уволенных за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, а также граждан, направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия), не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 месяцев.

2. Период выплаты пособия по безработице гражданам предпенсионного возраста, указанным в пункте 1 настоящей статьи, имеющим страховой стаж продолжительностью не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно либо имеющим указанный страховой стаж и необходимый стаж работы на соответствующих видах работ, дающие право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", увеличивается сверх установленных 12 месяцев на две недели за каждый год работы, превышающий страховой стаж указанной продолжительности. При этом в страховой стаж включаются периоды работы и иной деятельности и засчитываются иные периоды, установленные статьями 11 и 12 указанного Федерального закона. Правила продления сроков выплаты пособия по безработице устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Период выплаты пособия по безработице указанным гражданам не может превышать 24 месяца в суммарном исчислении в течение 36 месяцев.

3. Гражданам предпенсионного возраста, указанным в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, состоявшим в период, предшествующий началу безработицы, в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель, пособие по безработице начисляется в первые три месяца в размере 75 процентов их среднемесячного заработка (денежного содержания, довольствия), исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (службы), в следующие четыре месяца - в размере 60 процентов такого заработка, в дальнейшем - в размере 45 процентов такого заработка. При этом размер пособия по безработице указанным гражданам не может быть выше максимальной величины пособия по безработице и ниже минимальной величины пособия по безработице, определенных в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи, увеличенных на размер районного коэффициента.

4. Гражданам предпенсионного возраста, указанным в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, состоявшим в период, предшествующий началу безработицы, в трудовых (служебных) отношениях менее 26 недель, пособие по безработице начисляется в размере минимальной величины пособия по безработице, определенной в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи.

5. Размеры минимальной и максимальной величин пособия по безработице для граждан, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, ежегодно определяются Правительством Российской Федерации.

6. Стипендия, выплачиваемая гражданам предпенсионного возраста в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости в соответствии со статьей 29 настоящего Закона, начисляется в размере не выше максимальной величины пособия по безработице и не ниже минимальной величины пособия по безработице, определенных в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи, увеличенных на размер районного коэффициента.

Меры защиты работников предпенсионного возраста:

- увеличен до 5 лет срок предпенсионного возраста (было – 2 года);

- увеличен (с 2019 года) максимальный размер пособия по безработице для данной категории населения (с 4900 до 11280 рублей);

- предоставлены 2 свободных дня (с сохранением заработной платы) для прохождения ежегодной диспансеризации;

- введена уголовная ответственность для работодателей за незаконное увольнение или необоснованный отказ в приеме на работу (штраф до 200 тысяч рублей или в размере зарплаты, либо обязательные работы сроком на 360 часов);

- ратифицирована 102-я Конвенция Международной организации труда о минимальных нормах социального обеспечения (Российская Федерация подтвердила обязательства, согласно которым пенсия не должна быть ниже 40 процентов утраченного заработка);

- участие в программах по переобучению предпенсионеров.

Дополнительные гарантии предпенсионерам

Увеличен вдвое по сравнению с обычными гражданами срок выплаты пособия по безработице: максимум 12 месяцев в течение 18 месяцев. Причем если у гражданина выработан большой стаж (свыше 25 лет у мужчин и 20 - у женщин, либо стаж, дающий право на оформление досрочной пенсии), - срок получения пособия увеличивается на две недели за каждый год сверх нормы стажа.

Много вопросов вызвал Федеральный Закон от 3 октября 2018 года

№ 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», по которому в своем докладе и дала разъяснения Людмила Васильевна Алгинина.

- На первом этапе изменения затронут мужчин 1959 года рождения и женщин 1964 года рождения, то есть тех, кому в 2019 году исполнится 60 и 55 лет соответственно. С учетом переходных положений они получат право выйти на пенсию во второй половине 2019 года или в первой половине 2020 года в возрасте 60,5 и 55,5 лет.

Повышение пенсионного возраста не затрагивает нынешних пенсионеров – получателей страховых пенсий и пенсий по государственному обеспечению. Они продолжат получать положенные пенсионные и социальные выплаты в соответствии с ранее приобретенными правами и льготами. Более того, предусмотрено увеличение размера пенсий неработающих пенсионеров за счет ежегодной индексации существенно выше инфляции – в соответствии с Указом Президента России от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Средний размер индексации составит тысячу рублей в месяц, или 12 тысяч рублей в год.

В течение переходного периода по повышению пенсионного возраста будут сохранены все федеральные льготы, действующие на 31 декабря 2018 года. Как и прежде, ими смогут воспользоваться женщины при достижении 55 лет и мужчины при достижении 60 лет. Границы предпенсионного возраста увеличиваются с 2 до 5 лет – в течение этого периода предусмотрены новые дополнительные гарантии, которые защитят интересы граждан предпенсионного возраста. Как и раньше, они смогут выйти на пенсию на два года раньше установленного пенсионного возраста при отсутствии возможности трудоустройства.

С 2019 года в России начнется переходный период, устанавливающий новые параметры пенсионного возраста. Мягкую адаптацию к ним помогут обеспечить небольшой шаг повышения, который в первые несколько лет составит только полгода в год, и сохранение для граждан различных льгот и мер социальной поддержки, предоставляемых сегодня по достижении пенсионного возраста, например по уплате имущественного и земельного налогов. Появятся и новые льготы, связанные с ежегодной диспансеризацией, а также гарантии трудовой занятости.

Так, право на льготы по диспансеризации и повышенному размеру пособия по безработице граждане смогут получить за пять лет до наступления нового пенсионного возраста с учетом переходных положений. Например, в 2024 году, когда пенсионный возраст вырастет на три года и составит 58 лет и 63 года, правом на предпенсионные льготы смогут воспользоваться женщины, которым исполнилось 53 года и мужчины, достигшие 58 лет.

Пятилетний срок актуален и в тех случаях, когда при назначении пенсии учитываются одновременно достижение определенного возраста и выработка спецстажа. Это прежде всего относится к работникам опасных и тяжелых профессий по спискам №1, №2 и др., дающим право досрочного выхода на пенсию. Наступление предпенсионного возраста и соответственно права на льготы в таких случаях будет возникать за пять лет до появления указанных оснований для назначения пенсии. Несмотря на то, что у некоторых людей пенсионный возраст с 2019 года не меняется, предпенсионные льготы за пять лет до выхода на пенсию им все равно будут предоставлены. Например, многодетные мамы с пятью детьми смогут рассчитывать на льготы начиная с 45 лет, то есть за пять лет до обычного для себя возраста выхода на пенсию (50 лет).

По пенсионной реформе у присутствующих возникли вопросы, на которые Людмила Васильевна дала исчерпывающие ответы:

- Поднимется ли пенсионный возраст для врачей и учителей?

- Для педагогических, медицинских и творческих работников досрочные пенсии сохраняются в полном объеме: ужесточения требований по специальному стажу не предусмотрено. Сам стаж сохраняется, но исходя из общего увеличения трудоспособного возраста, для данных граждан возраст выхода на досрочную пенсию повышается на 5 лет, но с переходным периодом. Таким образом, возраст, в котором эти работники вырабатывают специальный стаж и приобретают право на досрочную пенсию, фиксируется, а реализовать это право (назначить «досрочную» пенсию) можно будет в период с 2019 по 2028 год и далее с учетом увеличения пенсионного возраста и переходных положений. Т.е. требования к специальному стажу – не меняются, но сам возраст выхода на пенсию будет сдвигаться.

- Будет ли повышен пенсионный возраст для многодетных матерей?

- Женщинам, родившим пять и более детей и воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, пенсионный возраст повышаться не будет (возраст выхода на пенсию – в 50 лет). Согласно, принятому закону право на досрочный выход на пенсию появилось у многодетных матерей с тремя и четырьмя детьми. Если у женщины трое детей, она сможет выйти на пенсию на три года раньше нового пенсионного возраста с учетом переходных положений – в 57 лет. Если у женщины четверо детей – на четыре года раньше нового пенсионного возраста с учетом переходных положений – 56 лет.

При этом для досрочного выхода на пенсию многодетным матерям необходимо выработать в общей сложности 15 лет страхового стажа.

- Будет ли повышен пенсионный возраст для родителей детей-инвалидов?

- Сохраняется возможность одному из родителей инвалидов с детства, воспитавшему их до достижения ими возраста 8 лет выйти на пенсию досрочно (в 50 лет – женщины, 55 лет – мужчины). Аналогично - опекунам инвалидов с детства или лицам, являвшимся опекунами инвалидов с детства, воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет (в зависимости от продолжительности опеки на 1 год за 1 год опеки, но не более 5 лет).

- Будет ли повышен пенсионный возраст для граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф?

- Нет. Для данной категории граждан пенсионный возраст повышаться не будет

В том числе для граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

- Что изменится для участников Программы государственного софинансирования пенсии?

- Принципиальных изменений не будет. Получить пенсионные выплаты с учетом государственного софинансирования гражданин сможет при достижении возраста 60 лет (мужчины) и 55 лет (женщины) и соблюдении условий, дающих право на страховую пенсию (наличие страхового стажа и пенсионных баллов).

Артем Алевтинович Пашкин в своем выступлении акцентировал внимание на том, что в 2019 году наряду с изменениями законодательства сообщенными представителем Центра занятости Куйбышевского района и отделения Пенсионного фонда по Куйбышевскому району, вступают в силу иные изменения, внесенные в действующее трудовое законодательство.

Так, для прохождения диспансеризации работникам предоставят оплачиваемый выходной. С нового года вступают в силу изменения в Трудовой кодекс согласно которых, любой сотрудник вправе взять выходной день для прохождения диспансеризации, и он должен быть оплачен. Закон требует согласовать его с работодателем. Работающие пенсионеры и сотрудники предпенсионного возраста, которым до назначения пенсии осталось не более 5 лет, могут воспользоваться «диспансеризационным» выходным дважды в год. Остальным работникам он предоставляется раз в три года

Вырастет размер задолженности, при которой исполнительный лист направляется работодателю должника. Сейчас, если по исполнительному листу долг в сумме не превышает 25 000 руб., для взыскания он может быть направлен работодателю должника. Это ограничение хотят увеличить до 100 000 руб.

Расширение полномочий Трудинспекции

Со следующего года Трудинспекция получит право обращаться в суд за защитой трудовых прав работника и представлять в суде его интересы

Бумажные трудовые книжки планируется заменить электронными документами

Гражданам, которые впервые устраиваются на работу, будут оформлять не бумажные, а электронные трудовые книжки. Для остальных работников пока ничего не изменится – их ТК сохранятся в традиционной форме, если работники напишут соответствующее заявление.

Многодетным работающим родителям разрешено выбирать время отпуска.

В ТК РФ появилась новая статья – 262.2. Она вводит следующие нормы: сотрудники, имеющие трех и более детей, смогут уходить в отпуск, когда им удобно (в желаемые периоды). Но для реализации этой льготы есть серьезное ограничение – все дети в семье не должны быть старше 12-летнего возраста. Цель новой статьи состоит в появлении у многодетных родителей возможности организовать совместный отдых, взяв отпуск в одно и то же время.

Прокуратурой района при проведении проверок соблюдения трудового законодательства в первоочередном порядке обращается внимание на своевременность и в полном объеме выплату заработной платы, выплату заработной платы не ниже минимального размера оплаты труда, предоставление и оплата отпусков, оформление трудовых отношений с работниками в соответствии с требованиями законодательства.

За нарушение требований трудового законодательства предусмотрена как административная ответственность – статья 5.27 КоАП РФ, так и уголовная ответственность – статьи 144.1-145.1.

Относительно деятельности трудовых инспекций в своем докладе говорил и Дмитрий Викторович Бойдаков:

- Роструд разработал для своих трудовых инспекций контрольные вопросы для проведения надзора за соблюдением трудового законодательства. Из них можно узнать, что будет интересовать инспектора, какие документы он затребует. То есть у работодателя появилась возможность узнать заранее, на какие моменты нужно обратить внимание при подготовке к плановой проверке. Такой принцип реализуется при проведении только плановых проверочных мероприятий ГИТ. Во время внеплановых инспектор будет требовать только документы, которые имеют отношение к ее предмету. Остальные вопросы поднимать он не вправе.

Чек-лист (проверочный лист) Роструда — список вопросов. По ответам ГИТ определит, соблюдаются ли работодателем требования закона или нарушаются. В проверочных листах содержится фиксированное количество требований. Порядок разработки и утверждения листов утвержден постановлением Правительства от 13 февраля 2017 года под № 177.

Используя проверочные листы Роструда с 01.07.2018 года, плановые и проверки должны проводиться с определенной периодичностью в зависимости от категории риска деятельности компании: при высоком риске — один раз в 2 года, при значительном риске — один раз в 3 года, при среднем риске — не чаще чем один раз в 5 лет, при умеренном риске — не чаще чем один раз в 6 лет.

Роструд позаботился о необходимости искоренения возможной коррупционной составляющей в действиях своих сотрудников. Теперь инспектор будет следовать конкретному алгоритму, который задан трудовым законодательством. В ходе проверочных мероприятий он не вправе выходить за рамки контрольных вопросов. Польза заключается еще и в том, контрольные вопросы можно использовать как инструмент для аудита работы службы ОТ. Работодатель может еще до визита инспекции подготовиться по каждому пункту, проверив и выполнив установленные законом требования.

Тема совещания настолько обширна, что на одном совещании охватить все вопросы не представляется возможным, поэтому каждый из докладчиков предложил свою помощь при возникновении каких-либо вопросов.

Марина Коноплева

Поделиться с друзьями: